Иллюстрированный самоучитель по Perl

       

Другие способы


В предыдущих разделах рассмотрены основные способы создания ссылок: . О применение операции " \ " к объекту ссылки;

  • специальные конструкции [ ] и { }, создающие в определенном контексте ссылку соответственно на анонимный массив и анонимный ассоциативный массив.
  • Эти способы применяются наиболее часто в тех случаях, когда возникает необходимость в использовании ссылок. Но существуют и другие источники появления ссылок, о которых следует упомянуть для полноты изложения.

    Конструктор анонимной подпрограммы

    Мы уже использовали в примерах подпрограммы, не дожидаясь их систематического изучения. Поэтому можем рассмотреть в этой главе такой вид ссылки, как ссылка на анонимную подпрограмму.

    Ссылка на анонимную подпрограмму может быть создана при помощи ключевого слова sub, за которым следует блок — последовательность операторов, заключенная в фигурные скобки:

    $sub_ref = sub { print "Привет!\n");

    В результате операции присваивания в переменную $sub_ref заносится адрес, по которому размещается код анонимной подпрограммы. В данном примере подпрограмма состоит из единственного обращения к функции print, выводящей строку "Привет!".

    Пример, иллюстрирующий данный вид ссылки, будет рассмотрен далее в этой главе.

    Ссылка, создаваемая конструктором объекта

    В версию 5.0 языка Perl была добавлена поддержка объектно-ориентированного программирования. Основой объектно-ориентированного подхода являются понятия класс и объект.

    (Классы и объекты рассматриваются в части 13.)

    Понятие "объект" реализовано в языке Perl таким образом, что объект становится доступным в программе только через ссылку на него. Для создания объекта используется специальная подпрограмма — конструктор, которая, в свою очередь, применяет для этого встроенную функцию bless о. Конструктор возвращает ссылку на объект. Таким образом, это еще один способ порождения ссылок, без которого не обойтись тем, кто использует объектно-ориентированный подход в Perl.



    Ссылки на данные типа typeglob




    Компилятор Perl хранит имена всех переменных программы в таблице символов. Отдельная таблица символов существует для каждого пакета, образуя собственное пространство имен.

    (О пакетах и таблицах символов рассказывается в части 12.)

    Каждый идентификатор, встречающийся в пакете, заносится в таблицу символов. Одинаковые идентификаторы, соответствующие переменным разных типов, образуют гнездо, в котором каждому типу соответствует свой элемент, содержащий адрес переменной данного типа. Если, например, в программе имеются следующие строки

    $а=5;

    @а=(1,2,3,4,5);

    %а=("опе"=>1,"two"=>2,"three"=>3);

    sub a {return "Hello, Mike!";};

    то таблица символов содержит гнездо для идентификатора "а", состоящее из четырех элементов, хранящих адреса: скалярной переменной $а, массива @а, ассоциативного массива %а и кода подпрограммы &а.

    В языке Perl существует внутренний тип данных typeglob. Признаком этого типа является наличие префикса "*" в имени переменной. Тип typeglob служит для ссылки на все переменные разных типов с одинаковыми именами. Например, переменная *а обозначает ссылку на гнездо "а" в таблице символов. Используя специальную запись, можно при помощи переменной typeglob получить ссылки на отдельные элементы гнезда: $scalarref = *a{SCALAR}; # эквивалентно $scalarref = \$a; $arrayref = *a{ARRAY}; # эквивалентно $arrayref = \@а; $hashref = *a{HASH}; # эквивалентно $hashref = \%a; $coderef = *a{CODE}; # эквивалентно $coderef = \&a; $globref = *a{GLOB}; # эквивалентно $globref = \*a;

    Неявное создание ссылок

    В рассмотренных случаях осуществляется явное создание ссылки при помощи операции "\" или специальных синтаксических конструкций. В них всегда явным образом определяется скалярная переменная, в которую и заносится значение ссылки. Ссылка может также создаваться неявно в случае, когда операция разыменования применяется к ссылке, ранее не созданной в программе явным образом, и в контексте выражения предполагается, что такая ссылка должна существовать. Возможно, последнее предложение звучит не совсем понятно. Его смысл станет ясным в следующем разделе.




    Содержание раздела